Страдает ли бык, когда его убивают на корриде? Коррида Успокаивающая коза для быка зачем коррида правда

Страдает ли бык, когда его убивают на корриде? Давний спор, который ведут поклонники и противники традиционных пиренейских ристалищ возобновился в Португалии с новой силой после свежего исследования испанского ветеринара Хуана Карлоса Ильеры. В нем утверждается, что быки лучше других животных переносят боль.

Согласно выводам, к которым пришел Ильера, в моменты стресса организм быка активно вырабатывает особый гормон кортизол, который делает его практически нечувствительным к боли . По оценке ветеринара, при транспортировке парнокопытное испытывает страдания в несколько раз превышающие те, что оно ощущает в ходе выступления на арене.

Что касается потоков крови, то Ильеру они не впечатляют. В ходе корриды бык теряет от трех до шести литров. Это менее десятой части всей крови, циркулирующей в огромном полутонном животном, констатирует он.

Более того, ветеринар доказывает, что традиционная испанская коррида, в конце которой тореадор закалывает быка шпагой, гуманнее португальской, где ему сохраняют жизнь. Как полагает Ильера, в ходе португальского шоу животное подвергается гораздо большему стрессу и страдает сильнее.

Исследование вызвало гнев защитников прав животных. Рита Силва из ассоциации "Анимал" заявила, что доказательства, подобные представленным Ильерой, "антинаучны", "лишены заслуживающего доверия методологического подхода" и свидетельствуют о глубоком кризисе отрасли. "Индустрия корриды находится на грани краха, — утверждает она. — У нас в Португалии есть хорошая иллюстрация этому. Появились разборные арены, которые развозятся по стране и монтируются в местах, где никогда не было тоурад /так португальцы называют свою корриду — прим.корр./ Это свидетельствует об отчаянных попытках приобрести хоть каких-то зрителей".

Противники корриды протестуют перед каждым спектаклем. В прошедшие выходные им удалось собрать у лиссабонской арены "Кампу-Пекену" почти полтысячи сторонников. Благодаря их шумной кампании тоурады запретили муниципалитеты четырех городов. Их больше не проводят в Кашкаише и Синтре, расположенных в пригороде столицы, а также в северных городах Брага и Виана-ду-Каштелу.

Но говорить о том, что вся отрасль находится в кризисе, вряд ли уместно. За год тоураду посещают полмиллиона португальцев. Это означает, что на состязание человека с быком приходит взглянуть каждый двадцатый житель страны. Ведутся телетрансляции, в газетах публикуются колонки, посвященные искусству тавромахии, поэтому не будет преувеличением сказать, что тоураду по-прежнему любят и ценят.

За многовековое существование португальская коррида выработала собственные правила. Вместо пешего тореадора на арене сражается конный кавалейру. По сути, тоурада превращается в демонстрацию высочайшего искусства верховой езды. Всадник должен втыкать в холку дротики, длина которых с каждым разом все уменьшается, подскакав к быку на лошади. Для таких рискованных трюков годятся только кони особой лузитанской породы, отличающиеся исключительной ловкостью и маневренностью.

Завершается тоурада еще одним местным ноу-хау. Группа пеших форкадуш голыми руками обездвиживает вконец разъяренного быка. Для этого сначала один из них бросается животному на рога /которые подпиливаются и одеваются в кожаные чехлы/ и, если быку не удается его сбросить и затоптать, повисает на них. Другие форкадуш набрасываются на животное с разных сторон и вынуждают его замереть. Зафиксировав полную победу, люди разбегаются. На арену выпускают стадо коров, которые успокаивают быка и увлекают его за собой в стойло.

Испанская коррида с убийством быка практикуется в Португалии только в приграничном селении Барранкуш. В остальных местах проводится тоурада. Министерство культуры недавно образовало особый Отдел тавромахии, что свидетельствует о признании тоурады в качестве ценной части культурного наследия страны.

Из блокнота корр. ИТАР-ТАСС Андрея Полякова

Знаете ли вы, что...


1.6 килограмма - вес зуба кашалота





Поиск по сайту

Будем знакомы

Царство: Животные

Читать все статьи
Царство: Животные

Каждый год более 40.000 быков по всему миру варварски убиваются во время проведения корриды. С того момента как быки вступают на арену, у них нет ни единого шанса на выживание. Перед выступлением их специально делают слабее, используя для этого различные способы: избивают мешками с песком, используют слабительные, наркотики, спиливают рога, втирают вазелин в глаза, чтобы ухудшить способность судить о расстоянии.




В типичной испанской корриде, бык выходит на арену и ждет пикадора, который приближается на лошади с завязанными глазами. Он скачет вокруг быка и кидает в него небольшие, но очень острые копья, метя в спину и шею.




Когда бык ослабевает от потери крови, и от головокружения стоит на месте, метание копий прекращается. В дело вступает матадор, который пытается убить быка мечом. Если все попытки заколоть быка мечом неудачны, то на помощь матадору приходит кинжал. Использование кинжала предполагает нанесение одного, но очень точного удара в спиной мозг животного. Иногда, кинжал выполняет свое дело лишь отчасти и тогда парализованного быка, но еще находящегося в сознании, за рога вытаскивают с арены.




У мёртвого или ещё агонизирующего животного отрезают трофеи - уши и хвост, после чего несколько мулов вытаскивают тело убитого быка с арены, и передается мясникам, которые ждут снаружи. Через несколько минут, другой бык выходит на арену, и садистский цикл начинается по новому кругу.




Туристические агентства, заманивая туристов, описывают эту борьбу как честную конкуренцию и праздничное действо. Они не говорят туристам, что бык обычно не имеет возможности защищаться, и тем более, выжить. Большинство же туристов ставших свидетелями боя быков, испытывают отвращение и не хотят видеть это снова.




Существует еще "Бег быков" в Памплоне, Испания. Быков подталкивают на улицы с помощью ударов электрического тока. Животные в панике часто теряют ориентир и врезаются в стены и углы домов, ломая кости и нанося себе раны. Всех быков после пробежки ждет бойня.




Быки не являются единственными жертвами в корриде. Лошади используются в корриде с завязанными глазами и пробками в ушах, чтобы не быть напуганными быком или шумом толпы. Эти животные часто получают смертельные удары от быков, когда всадник спасая свою жизнь подставляет под удар лошадь или заставляя ее скакать как можно ближе к быку. Каждый год около 200 лошадей гибнут в аренах по всему миру.




Недовольство корридой растет. В апреле 2004 года в Барселоне городской совет запретил этот примитивный спорт, а в 2008 году к этой инициативе уже присоединились 52 муниципалитета. Согласно проведенным исследованиям в 2006 году, 72 процентов испанцев не проявляют интереса к корриде. Для сравнения, эта цифра в 1980 году составляла 54 процента.



Впервые за несколько недель выбрался в кино (да особо и ходить некуда...) - и то на мультик. Но мультик - новая работа режиссера "Ледниковых периодов", между прочим! - неплохой, симпатичный, местами смешной, в чем-то простоватый и, конечно, в плане своей идеологической подоплеки весьма характерный.

Главный герой, которого зовут Фердинанд - молодой бычок, живущий в числе других телят на ферме Каса дель Торо в ожидании матадора. Пока бычки еще подрастают, очередь за их отцами, и как раз папе Фердинанда "повезло", его выбрали для участия в бою, с которого он, естественно, не вернулся. Тем не менее для остальных быков это повод для зависти и Фердинанда, который не хочет участвовать в боях, а предпочитает заботиться о цветочках, и от запаха одуванчиков или гвоздичек буквально балдеет, в Каса дель Торого угнетают соседи по стойлу еще сильнее. так что он решает на побег, вскакивает в порожний товарняк, а потом его подбирает фермер с дочкой и у них Фердинанд, подружившись с домашним псом, до поры ведет мирную жизнь, успевая вымахать в здорового быка. Но однажды без разрешения отправившись в деревню на праздник цветов, который пропустить Фердинанд никак не мог, он случайно устраивает там беспорядок, и, стреноженный, возвращается в Каса дель Торо, где как раз появляется матадор Эль Примо, отбирающий быка для своего прощального звездного выступления - как ни противился Фердинанд своей судьбе, соль ни пацифистки был настроен, уклоняясь от всяческого, даже ответного, оборонного насилия, а Эль Примо указывает именно на него.

Понятно, что такой простоватый и несколько устаревший сюжет, заимствованный из неведомой мне книжки - во многих районах Испании и, среди прочего, в Мадриде, где разыгрываются кульминационные эпизоды истории, коррида запрещена давно - нуждается в грамотной эстетически актуальной аранжировке, и драматическую, несущую к тому же непосильную идеологическую нагрузку фабулу, необходимо облегчить за счет побочных комических персонажей с их нелепыми похождениями. Эта дежурная роль выпала "успокаивающей козе" и трем "поганым ежикам", но коза и ежики справляются, надо признать, блестяще. Я, правда, не совсем понял, что это за прием - подсаживать к разъяренному быку "успокаивающую козу" и как конкретно "успокаивающе" не в сказочном мультике, а в реальности, если такой ход как-то соотносится с реалиями скотоводства, воздействует коза на быка, за счет чего он должен умиротвориться. Но так или иначе вонючая успокаивающая коза Лупе - самая яркая комическая фигура "Фердинанда", к тому же в ней узнаются не только аналоги из какого угодно современного мультфильма, сделанного по тем же художественным и идеологическим стандартам: лично мне по жизни всегда везло на подобных приятельниц-ебанаток, активных, себя не помнящих, в сущности, незлобных и даже неглупых, но способных на пустом месте все вокруг себя превратить в хаос, а сейчас никого похожего рядом нет и с непривычки грустно... - и тут в тему мультик про "успокаивающую козу", ну то есть про быков, а коза-то веселее! Лупе сперва рассчитывает "воспитать" из Фердинанда бойца-звезду, но быстро перестраивается и начинает помогать ему в борьбе за мир. Подключается и семейство вороватых трех "поганых ежиков", братьев и сестер (об отсутствующем четвертом брате ежике не говорят, только молча крестятся) - всего-то хотели поживиться чужим, а оказались бескорыстными, бескомпромиссными союзниками Фердинанда и Лупе. Сложнее всего было переубедить остальных быков на Каса дель Торо, и тут уже на первый план выходят проблемы идеологии.

Направленность пафоса "Фердинанда" против корриды в принципе очевидна. Но, во-первых, она с практической точки зрения опоздала, коррида уходит в прошлое, туда ей и дорога. Хотя летом я наблюдал, как влет и задорого раскупаются билеты на корриду, но то в баскских районах Франции, а не в Испании; и теперь это не национальная традиция, а туристический аттракцион для курортников, преимущественно неевропейского происхождения, впрочем, наверняка не менее уродливый, чем коррида "аутентичная" - однако, на мой взгляд, идейные противники корриды еще тупее, чем ее поклонники (как и в случае с "лисьей охотой" в Англии, с другими подобными архаичными обычаями), и смотрю я на проблему не с позиций т.н. "зоозащитников", а скорее с противоположных: мне не животных жалко, которых мучают и убивают потехи ради; мне отвратительны люди, способные от этого зрелища получать удовольствие и еще приплачивать за него готовые. Что же касается реалий культурно-исторических - стоит заметить, в мультике достаточно узнаваемо показан Мадрид, куда Фердинанда привозят в итоге на бой с Эль Примо, и, в частности, вокзал Atocha с его роскошным зимним садом посреди зала ожидания, но вот арена, где разыгрывается кульминационный эпизод сюжета, не опознается совершенно, как и небольшие домики вокруг нее, я даже не понял по картинке, где в Мадриде расположено это место; тем более не бегают быки по улицам Мадрида (одна из самых динамичных сценок мультика) - это происходит в Памплоне. А во-вторых, коррида и многое с ней связанное здесь выступает, конечно же, всего лишь несложной аллегорией определенных типов социальных взаимоотношений, которые в свете современных (условно "либеральных", "гуманистических", "передовых") тенденций подвергаются переосмыслению и трансформации, что, в свою очередь, вызывает болезненную реакцию т.н. "традиционалистов" (православных и исламских фашистов, вообще любых цивилизационно неполноценных народностей и адептов антихристианских культов).

В "Фердинанде" на уровне, адаптированном для усвоения малолетками, сталкиваются два мира, две системы: ты родился быком - значит, как формулирует до поры главный антагонист, а потом вернейший сподвижник заглавного героя, ты "или боец, или холодец", третьего не надо, и тех быков, что не пригодились для корриды, из Каса дель Торо увозят в фургончике со схемой разделки туши на кузове до ближайшего мясокомбината, но если ты проявишь себя "бойцом", то выйдя на арену и, допустим, погибнув, все равно заслужишь победную славу, вот к тому и должен стремиться настоящий бык; либо, кем бы ты не родился, у тебя есть право выбрать свой путь, свою судьбу, да хоть цветочки нюхай, не зная других забот, лишь бы не во вред окружающим - но опять-таки за право быть собой надо бороться, так что стать "бойцом" придется в любом случае, альтернатива в том, сражаться ли за ложные фетиши в плену иллюзий, или противопоставить иллюзиями собственною свободную волю, попутно проявляя солидарность и толерантность со всякого рода, вида (включая, в прямом смысле, биологические виды) и сорта "иными".

Альтернатива "или боец, или холодец" - действительно ложная, и авторам фильма не откажешь в убедительности, насколько доходчиво они ее изобличают, тем более, что большинство сегодняшней русскоязычной кинопродукции как раз ее и навязывают (еще более агрессивно и куда менее талантливо, а главное, вдобавок, неискренне, по заказу, подхалтуривая), и поэтому тоже "Фердинанд" воспринимается благодарно, а не только из-за ужимок ебанутой вонючей козы и ежиковых проказ, пускай они тоже свою функцию выполняют успешно (по-настоящему смешных, уморительных деталей, придуманных режиссером-мультипликатором, в фильме множество). Вместе с тем искусственность, утопичность, нежизнеспособность навязываемых "Фердинандом" и подобной анимационной (ну и игровой тоже, и литературной, и т.д.) продукцией правил поведения в обществе тоже лежит на поверхности. В отличие от "Зверополиса" -

В "Фердинанде" она не становится основной, сюжетообразующей темой, история героя развивается все-таки сама по себе, как трогательный частный случай, а обобщается до "морального урока" уже как бы "довеском". И все же очень трудно на голубом глазу принять "положительную перспективу" истории, в которой освобожденные быки поселяются у доброго крестьянина и его дочки, где каждый из быков сможет себя творчески и свободно реализовывать, видимо, мирно доживая до старости и естественной смерти на склоне лет: чтоб на такие сказочки покупаться, надо не одуванчики с гвоздичками нюхать, а нечто позабористее, тут и трехлеток не обманешь. Пока экшн в мультике набирает силу, и обнаружив в "комнате славы" матадора рога всех им убитых быков, Фердинанд небезуспешно убеждает товарищей по несчастью, что, мол, "быки не побеждают", а потому не к бою надо готовиться, а к побегу, и не злобу в себе воспитывать и не мышечную массу нагуливать, а развивать твердость духа, терпение, смекалку - все идет неплохо (опять же коза с ежами под ногами путаются, плюс еще тройка безмозглых лошадей из соседней конюшни создает быкам препятствия, приходится и на них тоже отвлекаться). Но уже "момент истины", когда Фердинанд на арене имеет возможность покончить с самовлюбленным, карикатурным Эль Примо, а вместо этого мирно застывает, сосредоточившись (ну да) на цветке гвоздики, и матадор все равно собирается воткнуть в него шпагу, но публика с трибун начинает вопить в защиту быка, и Эль Примо вынужден отступить под давлением прогрессивной общественности - несколько смущает своей прямолинейностью. Ну а буколический эпилог заставляет лишь усмехнуться.

Хорошая, красивая и добрая, допустим, сказочка - а от здравого смысла далека. И никого, тем более русских быков, она не то что не убедит, будто "быковать" плохо, некрасиво и бесполезно, но даже и саму эту бесполезность следования заложенным природой животным инстинктам в должной мере не демонстрирует. А в чем, однако, мультик убедителен - так это в том, что "быки не побеждают", если иметь в виду те самые порядки, против которых направлен идейный пафос сказочки (где бык, сколь угодно уверенный в своей звездной исключительности - всего лишь жертвенный агнец для шоу с подставой), тем и утешает: пускай "быкует", кому нравится или кто не может иначе жить - рано или поздно его рога окажутся на стенке в качестве трофеев.

Коррида - наиболее распространённая форма боя быков, традиционное испанское зрелище, практикующееся также и в некоторых других странах и состоящее в выполнении определённой последовательности фигур с быком особой иберийской породы, обычно завершающееся убийством быка.

В корриде участвуют быки возрастом не менее 4 лет (и, как правило, не более 6). Иногда регламентируется масса быка (не менее 450 кг).

В символическом плане бык, часто чёрный, может быть интерпретирован как олицетворение смерти, что придаёт поединку ритуальный характер. Вместе с тем, этика корриды требует от тореро относиться к быку не как к жертве и проявлять должное уважение к его силе и храбрости.

Официально правилами запрещено наносить травмы быку до его выхода на ринг, но в реальности эти нарушения этих правил происходят довольно часто. Распространены различные трюки, применяющиеся перед боем: избиение быков перед боем тяжёлыми мешками с песком; введение успокоительного или стимулятора, в зависимости от агрессивности быка; спиливание рогов, после которого бык затрудняется правильно оценивать расстояние; смазывание глаз вазелином или специальной смесью на основе бензина, чтобы бык хуже видел; замаривание быка жаждой и/или перепаивание перед выходом на арену, что затрудняет его передвижение; перерезание сухожилий на ногах; предварительный удар ножом в область шеи, из-за которого бык не может поворачивать головой, втыкание в уши окурков сигар перед выходом на арену. Нередко, чтобы разозлить быка перед боем, ему перевязывают семенники, что вызывает сильную боль и ярость у животного. В конной корриде подпиливание быку рогов с целью обеспечить безопасность лошади является законной практикой.

У быка на арене очень невелики шансы остаться в живых после боя. Если это всё же произошло, бык будет использован для разведения или зарезан, но никогда не будет снова выпущен на арену:

Это очень опасно для любого матадора. Бык после первого боя слишком много знает. Через полчаса он начинает понимать всю технику боя и помнит ее долгие годы.

Коррида делится на три части (терции, tercios), две из которых включают «испытания» (suertes, буквально - удача, судьба, вариант; иногда каждую из фаз корриды тоже называют suerte). О начале каждой секции извещает звук трубы

  • Первая терция

Иначе называется «терция пик» (tercio de varas). Начинается с того, что из загона выбегает бык, и его сначала встречают помощники тореро с плащами.

Капоте - это большой плащ, розовый с одной стороны (которую показывают быку) и жёлтый (иногда синий) - с другой. Он может быть прорезинен для придания жёсткости. Капоте используют как матадор, так и подчинённые, для встречи быка при его выходе на арену. Используется капоте как в артистических приёмах, так и непосредственно в поединке. Из-за его веса он должен браться обеими руками. Бой с капоте, особенно ценимый в Латинской Америке, применяется матадором в первых двух терциях, и его квадрильей в течение всей корриды, чтобы «бежать на быка, останавливать, фиксировать».

  • Выход пикадора

Два пикадора на лошади, один за другим, специальной пикой наносят удары в загривок быка, чтобы ослабить мышцы его шеи и убедиться в его реакции на боль. Это также понижает агрессивность атаки и даёт возможность ещё более снизить шансы быка на нанесение травмы матадору. Исторически эта конная часть корриды была самой важной, так как происходила непосредственно от древней аристократической забавы с быком.

На арене нарисовано два белых круга. Пикадор должен оставаться за пределами внешнего круга, чтобы принять на себя атаку быка во время первой терции. В то же время тореро должны удерживать быка в пределах внутреннего круга до того, как он нападёт на пикадора. Развитие данного эпизода делится на три этапа: cita, encuentro, salida (встреча, состязание, выход). Когда пикадор встречает быка, тореро и помощники становятся слева от лошади.

Бык наносит жестокие удары рогами в бок лошади. С XIX века лошадей стали защищать особыми доспехами, которые смягчают удары. Правда, любители лошадей подвергают сомнению назначение этих доспехов как защиты:

Формально на корридной лошади надет некий стеганый, полотняный доспех, именуемый «эль пето». Знатоки корриды посмеиваются над термином «доспех», которым успокаивают только туристов. На самом деле всем известно, что светлая полотняная или брезентовая попона, НЕ ЗАЩИЩАЮЩАЯ лошадь, надевается на нее только затем, чтобы обозначить лошадь как максимально заметное пятно и адресовать удар очень плохо видящему в момент «корридного поединка» быку – именно на лошадь.(А. Невзоров)

  • Вторая терция

Известна как «терция бандерилий» (tercio de banderillas). Целью является «наказание» быка и измерение его ярости, не отнимая у него сил. Участники стремятся «оживить» или «развеселить» быка. Поэтому бандерильи, короткие украшенные копья, которые остаются в теле животного, также называют «увеселителями». До XVIII века их втыкали по одной в любой момент корриды, но затем их начали помещать попарно три раза.

Выполнение этой части корриды поручается помощникам (их также называют бандерильеро), хотя иногда сам матадор исполняет этот эпизод. В каждой квадрилье есть три бандерильеро, обычно двое из них подходят к быку в общей сложности три раза с парой бандерилий.

  • Третья терция

Последняя терция (терция смерти) включает в себя подготовку быка к смерти при помощи мулеты и его убийство шпагой. Хотя все эпизоды боя тореро посвящает какому-нибудь человеку, именно в этом «номере» обычаи более укоренённые. Смерть первого быка каждого матадора должна, также, быть посвящена председателю корриды (остатки церемоний этикета, которые «пропитывают» бои быков). В момент получения орудий убийства тореро, держа мулету и шпагу в левой руке, а шляпу в правой, идёт к человеку, которому он собирается посвятить свою «работу». Подойдя к нему с непокрытой головой и вытянутой рукой, он произносит посвятительную речь, после чего он бросает шляпу на арену через плечо. Традиция гласит, что хорошим предзнаменованием считается, когда шляпа падает дном вниз, а плохим - дном вверх; поэтому иногда тореро переворачивают её, если она упала дном вверх. Хотя сейчас уже не провозглашаются посвящения в стихах, раньше это был очень распространённый обычай. Особенно красочными являлись те, в которых тореро отдавались собственной находчивости, произведения которой часто оказывались небрежными и неотделанными.

  • Решающий удар

После проведения артистической работы с быком, когда он утомлён и обессилен, наступает решающий момент - смерть быка, и это является кульминацией корриды. На ранних этапах развития корриды быка убивала вся квадрилья. Сейчас это делает исключительно матадор.

Бык должен быть убит в течение 10 минут после начала третьей терции. Если этого не произошло, тореро даётся первое предупреждение. Через 3 минуты даётся второе предупреждение. Если ещё через 2 минуты бык жив, то его уводят, чтобы оставить для следующей корриды или заколоть. Такое развитие событий является позорным для любого тореро. Убийство всегда реализуется лицом к животному и целью является ввести шпагу в отверстие между передними рёбрами, чтоб попасть в сердце и вызвать как можно более быструю смерть.

Обычно матадор предпринимает 3 или 4 попытки удара шпагой, прежде чем бык упадёт. Во времена расцвета корриды не убить быка шпагой с нескольких сделанных попыток считалось позором, хоть и не являлось редкостью (отрицательный рекорд - 34 попытки). В нынешние времена такие неудачи происходят довольно часто, и в этом случае тореро использует другой меч, с крестовиной у конца лезвия (descabello), чтобы повредить спинной хребет быка. Как только бык упадёт, бандерильеро втыкает в это же место маленький нож (puntilla), чтобы не доставлять животному лишних мучений (если этого не делать, то смерть быка наступает в результате внутреннего кровотечения, которое может длиться до 6 минут). У мёртвого или ещё агонизирующего животного отрезают трофеи - уши и хвост. Далее несколько мулов вытаскивают тушу убитого быка с арены, после чего оно передаётся мясникам, которые ждут снаружи. Мясо быка потом продаётся.

Иногда, если бык проявляет особую смелость и публика просит об этом президента арены, то после того как быка убьют, его тушу провозят по арене по кругу (vuelta), и зрители ему аплодируют. Если бык проявил исключительную смелость и публика просит президента арены сохранить быку жизнь, то он может даровать быку «прощение». В этом случае убийство быка имитируется с помощью бандерильи или просто руки. Обычно бык после этого становится племенным (semental). Однако бык, убивший матадора, подлежит смерти в любом случае.

В данный момент популярность корриды снижается, из-за прихода общества к осознанию безнравственности жестоких развлечений, а также из-за распространения различных движений в защиту животных. Европейское сообщество в 1998 году осудило корриду и запретило придавать ей статус культурного мероприятия. В законодательстве Испании до сих пор не введено полного запрета корриды, однако, зарабатывание на ней происходит в основном за счёт туризма, так как большинство испанцев не посещают её, а значительная часть (50 %) негативно относятся к ней (по данным Министерства культуры Испании). Во Франции эта цифра достигает 83 %. Чаще всего коррида проходит на полупустых стадионах, многие туристы не досматривают её до конца. Общественное телевидение зачастую отказывается демонстрировать бои быков. В некоторых испанских городах (например, Жирон), где ранее коррида традиционно устраивалась по случаю праздников, её вообще больше не проводят.

К концу XV века , то есть времени завершения Реконкисты и объединения Испании, коррида (конная) становится развлечением благородного сословия, с быком сражается кабальеро, рыцарь на коне. В XVI веке без корриды не обходились уже многие крупные праздники. В Мадриде бои устраивали на центральной площади, на Пласа Майор, где происходили важнейшие для страны события, а в дни коронационных торжеств короли выходили приветствовать народ. Однако уже в Средние века корриду пытались запретить. В середине XVI века папа Пий V издал эдикт , запрещающий бои быков под страхом отлучения от церкви — однако отмены строгих церковных санкций добился сам испанский монарх.

Пешая коррида появляется в начале 18 века, вследствие чего коррида становится праздником людей низших классов, не имевших своих лошадей (или боявшихся рисковать ими). Место рождения современной корриды - Андалусия. В последующие сто лет появляются первые известные тореро, разработавшие ритуалы и приёмы современной - Хоакин Родригес, Хосе Дельгадо Герра, Педро Ромеро Мартинес.

После Гражданской войны 1936-1939 г., когда появляются новые выдающиеся матадоры, популярность корриды быстро возрастает. Одновременно с этим в двадцатом веке в Испании появилось масштабное движение за отмену проведения корриды. В последние десятилетия популярность корриды падает, сейчас у неё много противников, особенно среди защитников животных. При этом король Испании Хуан Карлос заявил, что день, когда Брюссель запретит корриду, станет последним днем пребывания Испании в Европейском союзе.

Боевой бык.

В корриде участвуют быки особой породы. Быки выращиваются на особых фермах (ganader í as ), и перед боем в загривок быка втыкается маленький цветной вымпел, по которому можно определить происхождение быка. В корриде участвуют быки возрастом не менее 4 лет (и, как правило, не более 6). Иногда регламентируется масса быка (не менее 450 кг). У быка на арене очень невелики шансы остаться в живых после боя. Если это всё же произошло, бык будет использован для разведения, но никогда не будет снова выпущен на арену.

Все знают, что бык – это свирепое, мощное животное, которое может разнести на своём пути всё, что угодно, только увидев красную ткань. Но это не так. На самом деле красный быков не раздражает. Это заблуждение — быки реагируют на резкие движения и быстрые изменения положения объектов. Стоит обратить внимание на то, что, когда тореро дразнит быка, он совершает мулетой короткие отрывистые движения. В свою очередь, животное приходит в ярость и несётся на красное полотно.

Арены для боя быков.

арена в Мехико

Первоначально коррида проводилась на городских площадях, обычно прямоугольной формы (типичный пример - Пласа Майор в Мадриде ). С формированием правил корриды в XVIII веке, с тем, чтобы бык не забивался в угол, стали сооружаться круглые площади, первая - Ла Маэстранса в Севилье в 1733 году. Так как солнце в основном светит на одну сторону арены, эта сторона называется «Sol» -солнце. Сторона, находящаяся в основном в тени, называется «Sombra» -тень. Самая большая арена для боя быков в мире - это Plaza Monumental в Мехико с 55 000 посадочных мест. В то время, когда не проводятся бои быков, арены могут использоваться для проведения концертов и иных зрелищ.

Порядок корриды.

Афиши корриды содержат стандартную формулировку: представление состоится такого-то числа, «если тому не воспрепятствует погода, с разрешения властей и под их председательством». Председатель (или президент, presidente ) - мэр города или иной представитель гражданских властей (коррида в Испании находится в ведении МВД). Он подаёт сигналы к началу каждой фазы корриды и распоряжается о награждении матадора.

Коррида делится на три части (терции, tercios ), две из которых включают «испытания» (suertes , буквально - удача, судьба, вариант; иногда каждую из фаз корриды тоже называют suerte ). О начале каждой секции извещает звук трубы.

Cначала пикадор на лошади разъяряет, но и изматывает быка уколами пики; за ним бандерильерос , держа в руках два пестрых дротика остриями вниз, с грациозным спокойствием идут на быка, вонзают в шею и отбегают мелкими шажками; и наконец в сопровождении капеадорос, машущих плащами, появляется главное действующее лицо — матадор, он же эспада, ставший главной фигурой на арене с тех пор, как Филипп V отменил участие конных тореро в основном бою. Для настоящего тореро главное не то, как он избегает ударов быка, а то, как он следует традициям, выполняя очередную хореографическую фигуру.

Ламборджини Мурсиелаго

Последняя терция (терция смерти) включает в себя подготовку быка к смерти при помощи мулеты и его убийство шпагой. Бык должен быть убит в течение 10 минут после начала третьей терции. Убийство всегда реализуется лицом к животному и целью является ввести шпагу в отверстие между передними рёбрами, чтоб попасть в сердце и вызвать как можно более быструю смерть. Далее несколько мулов вытаскивают тушу убитого быка с арены, после чего оно передаётся мясникам, которые ждут снаружи. Мясо быка потом раздается бедным или развозится по больницам или социальным учреждениям.

Награды быка и тореро.

Если бык проявил исключительную смелость и публика просит президента арены сохранить быку жизнь, то он может даровать быку «прощение» . В этом случае убийство быка имитируется с помощью бандерильи или просто руки. Обычно бык после этого становится племенным (semental ). Однако бык, убивший матадора, подлежит смерти в любом случае. Надо особо отметить, что «Прощение» по-сути и является основной целью корриды. Задача матадора - это раскрыть и показать все возможности быка, чтобы зрители и президент корриды даровали быку прощение.

Прошло уже более 120 лет, с того времени, как помиловали славного быка Мурсиелаго, выстоявшего после 24 ударов тореадора, а имя его не живет до сих пор и даже дало название новому автомобилю Lamborghini .

Матадору, показавшему выдающееся искусство, присуждаются трофеи. Они идут в следующей очерёдности: с согласия публики матадор может сделать круг почёта по арене. Если зрителям понравилось, как тореадор

salida en hombros

провел корриду , то ему могут подарить одно или два уха быка, а иногда и хвост, это означает, что тореро может сам продать побежденного им быка. Трофеи срезаются с мёртвого или умирающего быка, и отдаются матадору или новильеро, который затем совершает один или несколько кругов почёта по арене. Если он получил хотя бы два уха в течение всего боя быков, он заслуживает право быть вынесенным с арены на плечах публики (salida en hombros ).

С другой стороны, публика может высказать и неодобрение в форме молчания, свиста и выбрасывания на арену подушек, на которых зрители сидят на каменных или бетонных ярусах арены.

Сколько зарабатывают тореадоры?

Тореадоры далеко не бедные люди, за свои выступления они получают высокие гонорары, не говоря уже о лаврах и почестях национальных героев. Гонорар знаменитого матадора на крупной арене — сто тысяч долларов за одно сражение.

20 ударов за карьеру
За свою карьеру матадор получает в среднем двадцать ранений рогом. Начинают сражаться пешие тореадоры в восемнадцать — двадцать лет, а учатся с десяти. К сорока годам уже выходят на пенсию, а звездных сезонов в их жизни бывает не больше семи.

Жертвы.

В Испании, Франции и Португалии ежегодно проводится порядка 6 тысяч коррид и новильяд, на которых погибает около 30 тысяч быков. При этом за XIX-XX века в Испании во время боёв погибло всего 63 матадора, а также 350 бандерильеро, пикадоров, помощников и церемониймейстеров.

У мадридской арены Лас-Вентас воздвигнуты памятники погибшим матадорам, а также открывателю пенициллина Флемингу от благодарных тореро (после введения антибиотиков смертность резко сократилась). Ранения, в том числе серьёзные, весьма часты.

Борьба за запрет корриды.

Активисты-противники боёв быков проводят различные акции перед крупными феериями в Испании, а также противостоят организации корриды за пределами традиционного ареала её распространения (например, в России в 2001-2002 году).

В Испании коррида больше не проводится на Канарских островах (хотя петушиные бои, являющиеся частью местных традиций, там продолжаются). В 2004 году Барселона была объявлена «городом, свободным от корриды», однако силы закона это заявление не приобрело (в силу того, что вопросы корриды относятся к ведению центрального правительства) и корриды в Барселоне по-прежнему проводятся регулярно. 28 июля 2010 года парламентарии Каталонии проголосовали за запрет корриды с 2012 года.

противники корриды

В 2007 г. в Испании стартовала кампания по запрету трансляции корриды. От трансляций отказался центральный телевизионный канал TVE . Представители канала заявили, что «ее политике противоречит показ сцен насилия и излишней жестокости в то время, когда телевизор смотрит малолетняя аудитория »

Аргументы сторонников корриды:

  • Коррида является неотъемлемой частью испанского культурного наследия и национальной идентичности.
  • Тореро на бою демонстрирует красивое искусство, подобное балету (словарь Королевской Академии наук Испании определяет тавромахию как искусство). Зрители приходят смотреть не на мучения быка, а на мастерство и храбрость тореро.
  • Страдания быка не превосходят то, что претерпевают многие домашние животные, однако бык, в отличие от них, погибает с достоинством и в случае проявления исключительной смелости может быть «прощён» и оставлен в живых
  • Коррида помогла сохранить ценный вид боевых быков, который, скорее всего, просто навсегда исчез бы с лица земли.

Коррида вне Испании.

Франция

На юге Франции, в Провансе и Лангедоке широко распространена коррида по испанским правилам (главные арены - Ним и Арль). Другая разновидность французской тавромахии - course landaise с коровами, где одни участники придерживают корову, а другие перепрыгивают через неё (правила разнятся в зависимости от местности).

Латинская Америка

Коррида по испанским канонам распространена в Мексике,Колумбии, Перу, Эквадоре, Венесуэле, Панаме, Боливии.

Португалия

Португальская вариация боя с быком, называемая «торада» (tourada ), значительно отличается от испанской. С XVII века на ней не убивают быка. Хотя в тораде часто участвуют и пешие матадоры (которые проводят с быком те же действия, что и в Испании, за исключением его убийства), классический португальский бой быков включает в себя конную часть (главный участник - всадник-кавалейро) .

Бои быков по португальскому образцу и без причинения травм животному регулярно проводятся в Калифорнии.

Женщины в корриде.

Кончита Синтрон

В Испании женщины принимали участие в корриде даже двести лет назад. В восемнадцатом веке на аренах Мадрида выступала Пахуэлера — одна из самых известных матадорш во всём мире. Однако, уже в двадцатом веке, в 30-ые и 40-ые года, представительницам слабого пола запрещалось участвовать в корриде. Кончита Синтрон – единственная, кому было позволено выступать на арене конным матадором. Кончита происходила из очень влиятельной и знатной семьи, а также была подругой известного писателя Э. Хемингуэя.

С 1974 года запрет был снят. Теперь в корриде снова мог выступать любой, кто отважится бросить вызов “священному животному”. В наши дни можно встретить немного женщин, которые выступают в боях с быками. Это происходи из-за того, что общественность, возможно слишком предвзято, считает корриду исключительно мужским видом спорта. При этом все забывают, что женщина наделена природной грацией и, что именно это необходимо для того, чтобы быть профессиональным матадором.

NB: Со своей стороны отмечу,что прежде, чем собраться смотреть на корриду, следует учесть высокие цены на это удовольствие (билет может достигать 500 евро), а также выносливость собственной нервной системы. Хотя, любителям канала НТВ, наверное, уже никакая коррида нипочем.

Вероника

Об авторе

Вероника

Преподавание языков - это моя жизнь, я больше ничего не умею, да и не хочу делать. в 2016 году я решила создать Школу LF, чтобы собрать замечательную команду преподавателей-профессионалов и делиться друг с другом опытом и эффективными секретами в обучении, для того чтобы занятия в нашей школе стали для Вас нужными и принесли желаемый результат. Я буду очень рада видеть Вас в числе студентов нашей школы, или в числе моих личных студентов!