«Энциклопедия мирового вооружения. Сумо: описание, история возникновения, правила, экипировка Продолжительность жизни борцов сумо

Я с большим уважением и вниманием отношусь к культуре Японии. Она интересна, хотя и не всегда понятна европейцу, а иногда кажется просто парадоксальной. Одной из составных частей культуры этого островного государства является сумо. Откровенно говоря, люблю этот вид философии. Именно философии, а не просто спорта и (или) единоборства, как это принято считать. Благо, сейчас при помощи канала Eurosport есть возможность следить за всеми перипетиями басё, а также за мастерством тех рикиси, которые мне по душе.

Поразительно, но если я в разговоре упоминаю, что являюсь давним и преданным любителем сумо, то в 80 % случаев реакция у наших людей одинаковая: «не понимаю, что может быть интересного в толкании животами заплывших жиром толстяков» или «цирк уродов». В лучшем случае, «сумо - это не эстетично».

Считаю, что вызвано это только с одним: мало кто понимает, что происходит на дохё, практически никто не знает правил и церемоний, а главное, очень трудно принять мысль о том, что сумотори - не нелепые, обросшие жиром и неповоротливые обжоры, а координированные, гибкие, хорошо подготовленные и очень сильные бойцы. Я не тешу себя иллюзиями относительно того, что моя статья может что-либо изменить в общественном сознании, но, во всяком случае, попытаюсь (мечты-мечты!) приоткрыть кому-то истину. Итак, давайте начнем с основ - с истории.

Сумо - это, прежде всего, религиозный ритуал. В Японии развилась собственная, достаточно интересная философия, впоследствии превратившаяся в религию, которая получила название синто. Не буду сейчас подробно останавливаться на этом веровании, ибо кто желает, тот найдет о нем немало литературы. Скажу лишь, что порядок проведения нынешних соревнований, система судейства, даже подготовка площадки для единоборств являются не чем иным, как несколько модифицированными и осовремененными религиозными ритуалами. По сути своей, даже поединок двух бойцов является аллегорией состязания духов, человека и бога, хтонических сил природы.

Впервые о сумо упомянуто в письменных источниках VIII века. Примерно с IX века единоборство (под именем «сумаи») является непременным атрибутом церемоний «Хризантемового трона» (японской императорской династии). В то же время разрабатывается и свод правил, которые действуют до сих пор. Однако популярность борьбы и философии распространилась за пределы дворцовых помещений. Стихийно начало развиваться «народное сумо», которое поначалу жестоко пресекалось, и только после реставрации династии Мэйдзи все слои населения смогли узнать о правилах и ритуалах «истинного» сумо. Это боевое искусство и философия глубоко традиционны для японцев, а насколько эта нация уважает свои традиции, вам, наверно, известно.

Борцы

Люди, занимающиеся сумо, называются рикиси, или сумотори. Профессиональное сумо существует только в Японии, и чтобы заниматься им, надо поступить в так называемое хэя (школу сумо). Никаких особых требований, кроме возрастных (не меньше 18 и не больше 25 лет), к потенциальному бойцу не предъявляется, однако поступить в хэя трудно, так как руководители школ, называемые ояката (обычно вышедшие на пенсию бывшие борцы), стараются выявить у новичка талант, физический потенциал и стремление к победе. Если отсутствует одно из этих качеств, о поступлении в школу мечтать не приходится.

Хэя представляет собой закрытую систему, где борцы совместно живут, тренируются, работают и учатся, порядки напоминают монастырские. Кроме рикиси, в хея также обычно проживают сисё (владельцы школы), ёбидаси (ассистенты-помощники), токояма (парикмахеры), а также ояками-сан - супруги ояката, которые выполняют административные функции.

Чтобы получить привилегии и послабления в работе и тренировках, а также проживать вне пределов хэя, надо достичь определённых успехов, а именно, стать хэягасира (старшим по званию борцом) или еще лучше - сэкитори.

Кто такие сэкитори? В профессиональном сумо сейчас шесть дивизионов. Низший, 6-й, называется дзенокути, пятый - дзёнидан, четвертый - сандаммэ, третий - макусита. Все сумотори, обучающиеся в этих низших дивизионах, носят названия деси. А вот борцы двух главных дивизионов, дзюрё и макуути, и называются сэкитори. Наибольший интерес у нас вызывает макуути, поскольку лучшие мастера проводят свои поединки именно в этом дивизионе.

Заканчивая рассказ о хэя, отмечу, что число школ ограничено количеством 105. Больше быть не может, а вот меньше - сколько угодно. В данный момент насчитывается 52 хэя, наиболее известными в последнее время являются Миягино, Азумазэки и Исэгахама.

Площадка для проведения поединка, требования и ритуалы

Поединки проводятся на специальном помосте, сделанном из утрамбованной глины и носящем название дохё. Высота дохё в переводе на нашу метрическую систему составляет 65 сантиметров, и на его возведение уходит до 12 тонн глины, специально привезенной из места, которое известно лишь посвященным. Глину доставляют за трое суток до проведения басё и слой за слоем трамбуют до нужной кондиции. Сам дохё обычно прямоугольной формы, но соревновательная площадка представляет собой круг диаметром 4,55 метра, очерченный с помощью так называемого тавара, то есть каната, сделанного из переплетенной рисовой соломы. Перед тем, как проложить тавара, судьи гёдзи, проводят синтоисткий ритуал. В дохё закапывают шесть предметов: каштан (символизирующий победу), рис (достаток и богатство), сушеного кальмара (счастье), морские водоросли (продолжение рода и жизни), куст китайского мискантуса (терпение и выносливость) и соль (очищение от злых духов). Вокруг ритуального «посева» этих предметов набрасывается тавара, получившийся круг засыпают тонким слоем морского песка, означающего чистоту помыслов борцов и судей, а сверху круг поливают ритуальным сакэ. По правилам, на дохё категорически запрещено ступать женщине.

Внутри круга проводятся две параллельные линии, означающие стартовые позиции борцов перед поединком. Над дохё возводится специальный навес, называемый яката, похожий на крышу синтоисткого храма. Туда вешаются специальные флаги и четыре разноцветные кисти по краям. Флаги символизируют постоянное движение небес, а кисти - четыре стороны света и четыре времени года. Кисти имеют определенный цвет: белая означает осень, черная - зиму, зеленая - весну, красная - лето.

Турниры

Турниры борцов называются басё. За год обычно проводится шесть басё: январское (место проведения - Токио), мартовское (Осака), майское (Токио), июльское (Нагоя), сентябрьское (Токио), ноябрьское (Фукуока).

Первым днем турнира является первое или второе воскресенье месяца. Продолжительность его - 15 дней. Поединки организуются так, чтобы борцы более высокого ранга боролись с более сильными противниками, борцы рангом пониже - с противниками послабее. Главное, чтобы на дохё не могли встретиться ученики одного хэя.

По итогам турнира у борца может быть только два результата: катикоси (преобладание побед) или макэкоси (преобладание поражений). Если высшие показатели оказываются у двух или нескольких борцов одновременно, объявляются дополнительные поединки, в том числе и для «великих чемпионов», и для представителей одного хэя. Проводятся они по завершении всех встреч последнего дня турнира. От количества побед зависит, какое место в иерархии макуути будет занимать рикиси перед началом следующего басё, а также определяется победитель турнира, который получает специальный приз - Кубок императора.

Иерархия

Все борцы макуути делятся на две категории: рикиси запада и рикиси востока. Нижним рядовым бойцом считается маэгасира (их считают по ранжиру - с шестнадцатого по первый). Например, наш Алан сейчас пятый маэгасира востока. Следующая ступень - кумусуби (подающий надежды), затем идет звание сэкивакэ (молодой чемпион), после него второй по значимости титул - озэки (чемпион), и, наконец, «великий чемпион» йокодзуна.

Борцы получают тот или иной титул по решению японской ассоциации сумо. Передвижение по ступенькам маэгасира, скажем, с пятой на третью, зависит от выступления на одном турнире, так же, как и получение титула кумусуби. Для звания сэкивакэ рассматривается преобладание побед уже на двух турнирах. Получение ранга озэки еще труднее. Надо успешно выступить на трех турнирах подряд, притом, что количество поражений должно быть минимально. Потерять это звание легче, чем приобрести: достаточно, чтобы на двух турнирах подряд количество поражений превышало число побед, тогда ассоциация сумо примет решение о лишении звания.

Высшим званием в иерархии сумо является йокодзуна. Четких правил присвоения звания нет. Что абсолютно необходимо иметь, так это звание озэки, наибольшее число побед и завоеванных Кубков императора на протяжении трех турниров подряд. Общему стабильному росту мастерства борца способствует и так называемый принцип хинкаку, то есть соотношение достоинства, изящества, искусства и поведения претендента. Соответствовать всем этим требованиям очень сложно, поэтому количество йокодзуна никогда не было большим. Нынешний «великий чемпион» Хакухо Сё (монгол Давааджаргал Мунхбат) - всего лишь 69-й по счету начиная с XVII столетия, а многие заслуженные бойцы, например, озэки Кайо Хироюки, несмотря на огромную популярность, более 100 проведенных басё и пять выигранных императорских кубков, пока так и не стал йокодзуна.

Осталось добавить, что совокупно борцов четырех высших рангов йокодзуна, озэки, сэкивакэ и комусуби называют термином санъяку.

Индивидуализация борца

Начнем с самого главного - с имени. При поступлении в хэя человек меняет свою фамилию на так называемый сикона (псевдоним). Сикона также содержит имя и фамилию, причем фамилия пишется первой и является именно той частью индивидуализации, по которой распознают борца. Например, 68-й йокодзуна, монгол Долгорсурэнгийн Дагвадорж взял себе сикона Асасёрю Акинори и вошел в историю именно как Асасёрю.

Следует упомянуть о прическах. Рикиси делают специальную сложную прическу, при которой волосы должны быть уложены особым образом в виде листа растения гингко билоба.

Это кропотлива работа, занимающая много времени, поэтому-то в хэя и живут токояма (парикмахеры). Кроме прически, каждый сумотори имеет специальный шелковый пояс маваси. Он очень длинный (до 10 метров) и оборачивается вокруг талии и бедер несколько раз, завязываясь особым узлом за спиной. На маваси обычно крепят так называемые сагари, то есть амулеты и обереги. Цвет маваси зависит от хэя бойца. Кроме поясов для поединка, каждый сэкитори имеет индивидуальный пояс, используемый для ритуалов и напоминающий фартук. Он называется кэсе-маваси.

Это очень красивые изделия, часто вышитые золотом и даже украшенные драгоценными камнями. Рисунок, цвета и стоимость зависят исключительно от фантазии бойца и размеров кошелька его спонсоров. Единственное требование, чтобы рисунки отражали содержание истории или преданий Страны Восходящего Ростка (одно из самоназваний Японии).

Отдельного упоминания достоин наряд йокодзуна. Поверх кэсе-маваси «великий чемпион» носит специальный, сплетенный из рисовой соломы канат, называемый сэминава, или дзуна. Канат может быть 20 кг весом и символизирует тяжелую ношу чемпиона.

Ритуалы перед проведением поединков

Ритуал, который открывает любое басё, называется дохё-ири (вступление на помост). Борцы в кэсё-маваси появляются в строгом соответствии со своим рейтингом. Сначала выходят сумотори востока, а затем - запада.

Они выстраиваются вдоль дохё и громко хлопают в ладоши для того, чтобы отогнать злых духов.

Потом настает время йокодзуна. Он идет в сопровождении двух оруженосцев, выносящих церемониальный меч. «Великий чемпион» входит в центр круга, громко хлопает в ладоши для привлечения божеств и духов предков, потом вытягивает руки в стороны ладонями вверх, демонстрируя, что у него нет ни оружия, ни темных тайных мыслей. После этого йокодзуна высоко поднимает одну ногу и опускает ее на помост, начиная ритуальный танец. Процедура танца йокодзуна достаточно сложна, существует даже два отдельных стиля, но я намеренно опускаю эти подробности как не столь значимые в рамках нашего повествования.

Итак, процедура изгнания злых духов за пределы дохё закончена. Теперь на помост могут подняться гёдзи. Они облачены в роскошные, дорогие шелковые одежды. Можно начинать поединки. Каждый рикиси перед схваткой бросает на помост соль - для очищения себя и своих мыслей перед боем, а также в качестве «подношения» небесам, чтобы они даровали победу.

Церемония окончания каждого дня басё тоже очень красочна. Один из сумотори выходит на помост и исполняет так называемый «танец с луком». Такова древняя традиция сумо.

Правила поединка

С одной стороны, они выглядят несложными, с другой, как всегда у японцев - не все так просто, как кажется.

Проигрывает тот, кто:

а) коснется дохё любой частью тела (даже кончиком волос), кроме стоп;
б) коснувшийся дохё за пределами круга даже стопами;
в) потерявший свое маваси за время поединка.

Казалось бы, что трудного? Тот, кто тяжелее и внушительнее, выходит на помост и с легкостью одерживает победу. Но я не зря упомянул вначале о том, что рикиси - люди очень сильные, гибкие и, главное, техничные. Простое силовое давление часто не дает результата, так как соперник легко перестраивается и использует твои же преимущества в весе и габаритах против тебя. Существует, по крайней мере, 50 различных комбинаций атак и связок для достижения победы, и, поверьте, санъяку не только знают их наизусть, но и понимают, как в считанные мгновения оценить возможность противодействия. Причем, есть такие интересные комбинации, как идзори - опрокидывание соперника броском назад. Сумотори подсаживается под соперника, захватывает обеими руками его колено и совершает бросок. Или, скажем, какэдзори - бросок соперника назад после подныривания под его атакующую руку с использованием зацепа разноименной ноги противника с внешней стороны. Естественно, такие приемы используются не очень часто, хотя все поклонники сумо до сих пор вспоминают, как на ноябрьском басё 2000 года Кайо победил йокодзуна Мусасимару великолепным броском через спину c захватом руки. В сумо такой прием называется иппондзой и проходит очень редко. Особую пикантность этой победе придает то, что габариты Кайо (рост 185 см, вес 170 кг) намного скромнее, чем у Мусасимару (рост 192 см, вес 235 кг). Так что, глубоко заблуждается тот, кто считает, что победа в сумо достается самым тяжелым и массивным.

Личности

Каждый может найти себе борца, за которым стоит пристально следить и «болеть». Сейчас мир сумо очень разнообразен. Несмотря на достаточно молодой возраст, популярен уже упомянутый мной Кайо Йокодзуна Хакухо. В 26 лет он уже 18 раз выиграл Кубок императора. Два европейца носят высокое звание озэки. Это добродушный эстонец Кайдо Хёвельсон, именуемый Балт, и самый высокий (203 см) и целеустремленный болгарин Калоян Стефанов Махлянов, выступающий под сикона Котоосю.

Есть трое грузин - Гагамару, Тотиносин и Коккай, много монголов, восходящая звезда, бразилец Кайсэй. Ну и, безусловно, надо «болеть» за нашего Алана Габараева. Ему трудно, но его поединки всегда красивы и интересны.

Как болельщик, я отдавал предпочтение первым йокудзуна - не японцу Акебоно и жизнерадостному любителю футбола и радостей жизни Асасёрю. Но мой главный фаворит - мастер, который был великим не только на дохё, но и за его пределами. Он известен в истории как Таканохана. Великий сумотори!

Надеюсь, прочитав это, вы теперь другими глазами взглянете на сумо и понаблюдаете хотя бы за одним днем соревнований. Может быть, вам даже понравится.

Поединки суматори (борцов сумо) проходят на дохе: специальном глинобитном помосте, покрытом мелким песком. В центре квадратного (7,27 x 7,27 м) помоста обозначен круг диаметром 4,55 м. Сумоист должен либо вытолкнуть соперника за пределы этого круга, либо заставить его коснуться поверхности круга любой частью тела – кроме ступней. Борцам запрещается наносить удары кулаками, ребрами ладоней и ногами, душить друг друга, дергать за волосы, – со стороны борьба сумоистов выглядит как настойчивое «толкание» друг друга. При этом поединки в сумо чрезвычайно скоротечны: обычно они длятся одну – две минуты, схватки продолжительностью более пяти минут – большая редкость.

За ходом поединка следят 4 боковых судьи, главный арбитр и рефери на помосте.

Для суматори немаловажен собственный вес. Современные сумоисты – люди крупной комплекции. А поскольку в технический арсенал этого вида борьбы не входят болевые приемы и агрессивные атакующие действия, основную массу тела сумоистов составляют не мускулы, а жировые отложения, что придает поединкам уникальную неповторимость: фактически перед зрителями выступают огромных размеров толстяки, большинство из которых не отличается атлетическим телосложением. Наряду с физической силой сумоист должен также обладать хорошей реакцией и чувством равновесия, удержать которое в ходе борьбы, – учитывая большой вес соперников, – весьма сложно.

В экипировку борцов сумо входят лишь специальные пояса – маваси, которые повязываются через пах на талии. Отсутствие какой-либо одежды на сумоистах не случайно, этим подчеркивается «чистый» характер этой благородной, по японским меркам, борьбы: соперники не имеют возможности спрятать оружие в складках, например, кимоно, в которых выступают дзюдоисты. Маваси соперника нередко используется сумоистом при проведении захватов и бросков, поскольку ухватиться за большинство частей тела отягченного большой жировой массой спортсмена просто невозможно. Умышленно срывать пояс с соперника запрещено, а потеря пояса по вине самого борца приводит к его дисквалификации (правда, случается это крайне редко).

Простым и незатейливым сумо кажется только непосвященному зрителю. Повалить великана – сумоиста на помост или вытолкать его за пределы круга нелегко. Этому мешает гигантский вес борцов. Кроме того, в сумо, как в любом другом виде борьбы, существует набор приемов, позволяющих спортсмену технически грамотно атаковать и защищаться. В современном японском сумо насчитывается 82 основных приема. К числу самых распространенных относятся такие приемы, как «йорикири» – проведение обоюдного захвата, при котором спортсмен, оказавшийся спиной к границе круга, вытесняется противником (в среднем, около 30% побед в современном сумо достигается именно этим приемом), и «какэдзори» – бросок соперника через бедро. Один из самых сложных и, одновременно, самых красивых и эффектных приемов – «иппондзой», захват обеими руками одной из рук соперника с последующим броском его через спину (за период с 1990 по 2001 этот сложнейший прием принес победу только одному сумоисту – Кайо, который при собственном весе 170 кг сумел перебросить 220-килограммового Мусасимару).

В отличие от международных турниров по сумо, где поединки проводятся по весовым категориям, в классическом японском сумо в схватках участвуют борцы вне зависимости от своего веса. Это придает ему исключительную зрелищность – и наглядно демонстрирует, что в сумо важен не только вес, но и техника спортсмена.

Поединок как ритуал.

Японское сумо, будучи национальным видом спорта с давней историей, крайне консервативно по своей сути. Поединок проводится по сложившимся столетия назад традициям. Немаловажное значение имеет его обрядовая сторона.

Перед началом схватки спортсмены обязаны исполнить традиционную церемонию отряхивания бренной пыли со своих рук: они складывают ладони перед собой, а потом разводят их в стороны, показывая тем самым намерение бороться «чисто». Затем борцы делают полуприседания, упираясь руками в полусогнутые колени и глядя в глаза друг другу (так называемая поза сонке). В настоящее время подобные движения не более, чем дань традиции, но в древние времена это был своеобразный психологический поединок борцов, пытавшихся суровым взглядом и грозной позой подавить соперника морально. Такое «психологическое противостояние» длится, как правило, несколько минут – в 3–4 раза дольше, чем сам поединок. Борцы по 2–3 раза присаживаются друг напротив друга, а затем распрямляются и расходятся в стороны, усиливая тем самым напряжение в зале. Эти церемониальные подготовительные действия сопровождаются бросанием соли: участники поединка горстями бросают ее перед собой на помост, что является символом изгнания бесовских духов со спортивной площадки. Лишь после такой – достаточно продолжительной – церемонии борцы присаживаются в последний раз, упираются кулаками в помост и по сигналу судьи бросаются друг на друга.

По окончании поединка победитель опять занимает позу сонке – в ожидании официального решения судей. После его оглашения борец отводит в сторону правую руку ладонью вниз и лишь затем покидает помост.

Профессиональное японское сумо.

Соревнования.

В современной Японии турниры по профессиональному сумо (или как его называют «одзумо» – букв. «большое сумо») во многом определяют общенациональный календарь, задавая циклический ритм жизни всей страны. Регулярность проведения турниров вселяет в японцев уверенность в незыблемости древних традиций и стабильности собственного существования. Турниры проводятся 6 раз в год (по нечетным месяцам, начиная с января). Постоянны и места их проведения: в январе, мае и сентябре – в Токио, в марте – в Осаке, в июле – в Нагое, в ноябре – в Фукуоке. Продолжительность одного турнира составляет 15 дней. Первым и последним днем турниров обязательно является воскресенье. Поединки проводятся в шести «рейтинговых» категориях с участием в общей сложности почти тысячи спортсменов. В высшую категорию – макуути – в настоящее время входят 40 суматори, которые проводят по одному поединку в день, борцы более низких «дивизионов» борются раз в 2 дня. Победителем турнира становится борец, добившийся наибольшего числа побед в поединках (максимально – 15). В случае, если два и более борцов одержали в ходе соревнований одинаковое число побед, между ними проводятся дополнительные поединки, определяющие сильнейшего. Поединки признанных лидеров сумо – «одзеки» (борцы 2-го ранга) и «екодзуна» (борцы 1-го или высшего ранга) начинаются, как правило, в 16.30 и заканчиваются к 18.00, когда выходит в эфир традиционный вечерний выпуск новостей телекомпании NHK, много лет владеющей эксклюзивным правом телевизионной трансляции турниров по сумо.

Недостатком этих соревнований давно уже считается то обстоятельство, что в них не могут бороться друг с другом представители одних и тех же школ сумо (или «комнат» – яп. хэя). По традиции, представители той или иной «комнаты» (сейчас их насчитывается более 50) должны выступать только против борцов других школ, но не своих товарищей. Исключение составляют лишь дополнительные поединки в финале турнира.

Помимо шести официальных турниров, профессиональные сумоисты в течение года принимают участие в показательных выступлениях в разных городах Японии и за рубежом.

Екодзуна.

Титул «екодзуна» (букв. великий чемпион) присваивается за великолепные спортивные результаты, которых борец добивается в течение длительного периода времени (не менее 3–5 лет), а также за выдающиеся заслуги в области сумо. Звание присваивает специальная комиссия, которая долго и придирчиво изучает каждую кандидатуру. В отличие от одзеки, екодзуна – звание пожизненное. Присваивается оно нечасто: за последние 300 лет его были удостоены лишь около 70 сумоистов.

По правилам, в одном спортивном сезоне могут участвовать не более пяти екодзун. При этом бывают сезоны, когда в числе участников турниров не оказывается ни одного екодзуны.

Если действующий екодзуна начинает «сдавать позиции», он должен уйти из сумо.

Сумо – спорт толстяков.

Считается, что «экстерьер» сумоистов отвечает представлениям японцев о мужском идеале. Подобно древнерусским богатырям, японские борцы сумо олицетворяют собой величие могучей плоти и доброго духа, облеченного в эту плоть.

Надо заметить, что по-настоящему гигантским вес сумоистов стал только в последние десятилетия. Более того: вплоть до 1910 года японцы, весившие более 52 кг, к сумо не допускались. В 1926 выступать на турнирах разрешили тем, чей вес не превышал 64 кг, а в 1957 был официально введен минимально допустимый вес сумоиста – 66,5 кг, от максимального предела Ассоциация японского сумо (образов. в 1927) отказалась.

В настоящее время в школы сумо принимаются подростки ростом не ниже 173 см и весом не менее 75 кг. Средний вес современного борца-профессионала колеблется в пределах 120–140 кг, хотя новейшая история сумо знает как неповторимых гигантов (например, гаваец Конисики в разные годы своей спортивной карьеры весил от 270 до 310 кг), так и бойких «малышей» (один из немногих сумоистов с высшим образованием Майноуми весил менее 95 кг).

Основу питания сумоистов составляют, как правило, жирные наборные горячие супы с мясом и овощами, которые борцы едят два раза в день до 3 кг за один присест, запивая пивом.

Как показывает практика, после окончания спортивной карьеры большинство сумоистов худеет: их вес опускается до 85–90 кг.

Историческая справка.

Изначально сумо представляло собой рукопашные поединки воинов-борцов, идентичные тем, что существовали в татаро-монгольских войсках. Его исторические корни до сих пор точно не определены, однако большинство исследователей склоняется к тому, что хронология сумо насчитывает не менее 2000 лет, а в Японию оно попало из Монголии в VI–VII веках. (Существует и «японская» версия происхождения сумо, согласно которой синтоистский бог Такамикадзути одержал победу в рукопашном поединке с варварским божеством, после чего небеса разрешили японцам поселиться на Хонсю – главном острове Японского архипелага.) Первое упоминание о сумо в японских исторических документах относится к 642 году.

Начиная с XII века наблюдается разделение сумо на боевое и спортивное. В XIII–XIV вв. оно приобрело статус народной японской борьбы, соревнования проводились по сельскохозяйственному календарю – в связи с окончанием осенних полевых работ, а позже и по другим «хозяйственным поводам». Кроме того, турниры по сумо стали приурочивать к отдельным религиозным (синтоистским) праздникам.

Расцвет сумо приходится на XVII век, когда десятки тысяч японцев стали его заядлыми болельщиками, а сумоисты превратились в любимцев публики. Соревнования проводились по случаю государственных и местных праздников. Именно в XVII веке полностью сформировались основные принципы сумо как спортивной борьбы, были четко регламентированы правила проведения турниров, которые соблюдаются и по сей день.

Долгое время японское сумо оставалось спортом исключительно «для своих». Вплоть до конца 60-х гг. XX века неяпонцы туда не допускались: редкое исключение составляли натурализованные иностранцы – китайцы и корейцы. С конца 60-х гг. в японском сумо стали выступать и «обычные» иностранцы. Начиная со второй половины 80-х некоторые из них, – прежде всего выходцы с Гавайских островов, – стали добиваться заметных успехов на дохе.

В конце XX века заметное развитие в разных странах получило любительское сумо. В 1992 создана Международная федерация сумо (ИСФ): первоначально в нее входили 25 стран, в 2002 их было уже 82. В том же 1992 году дебютировал и чемпионат мира по сумо. Три года спустя было впервые разыграно европейское первенство. Поначалу в подобных соревнованиях участвовали представители других видов единоборств, параллельно освоившие технику борьбы сумо, но уже к концу 90–х годов сложилась элита мастеров «чистого» сумо.

Турниры любителей проходят в четырех весовых категориях: легкая (до 85 кг), средняя (85–115 кг), тяжелая (свыше 115 кг) и абсолютная (в поединках участвуют спортсмены независимо от их веса). У женщин-сумоисток те же категории: легкая (до 65 кг), средняя (65–80 кг), тяжелая (свыше 80 кг) и абсолютная. Соревнования любителей проводятся как в индивидуальном, так и в командном зачете.

В настоящее время сильнейшими сумоистами в мире, – кроме самих японцев, – считаются борцы из Бразилии, Монголии, России, Польши, Германии и США.

Сумо включено в программу Мировых игр (World Games – соревнования по спортивным дисциплинам, которые не входят в официальную программу Олимпийских игр, проводятся с 1980). Рассматривается вопрос о присвоении ему статуса олимпийского вида спорта. По правилам МОК, вид спорта объявляется олимпийским только в том случае, если в различных странах мира культивируются мужская и женская разновидности данной спортивной дисциплины. Сейчас женское сумо активно развивается в США, Германии, России и многих других странах – кроме Японии. Там сумо по-прежнему считается чисто мужским видом спорта. Отдельные сумоистки в стране есть, но пока они не могут рассчитывать на всеобщее признание и проведение собственных турниров. А потому скорое признание сумо олимпийским видом спорта весьма проблематично.

Сумо в России.

Первоначально при Федерации дзюдо России функционировала секция сумо. В 1998 году была учреждена Федерация сумо России, которая в настоящее время проводит чемпионаты Москвы и Санкт-Петебурга, ряд других региональных соревнований, а также разыгрывает общенациональное первенство.

Наши сумоисты успешно выступают на международных соревнованиях по любительскому сумо. Команде России не было равных на чемпионатах Европы 2000-го и 2001-го гг., а также на первенстве мира–2000. Самые титулованные на сегодня российские сумоисты – Аяс Монгуш и Олеся Коваленко.

В знак признания заслуг наших сумоистов Россия получила право провести у себя чемпионат Европы 2002 года и чемпионат мира 2003.

В 2000 году 16-летний бурятский школьник Анатолий Михаханов первым из россиян дебютировал в профессиональном сумо – под именем Асахи Мицури. В 2002 году компанию ему составили еще два выходца из России – братья Сослан и Батраз Борадзовы.

Александра Власова

Чтобы быть спортсменом, совсем необязательно беспокоиться о подтянутости и красоте своего тела. Сумоисты, например, едят до отвала, регулярно пьют пиво, лениво спят после обеда и жиреют со всей присущей японцам ответственностью.

Константин Кудрявцев

Благодарим за помощь в подготовке материала нашего эксперта, трехкратного чемпиона Европы, президента Федерации сумо Москвы, заслуженного мастера спорта и заслуженного тренера России. Если ты захочешь узнать о сумо больше, чем узнали мы, зайди на moss

Cчитается, что сумо появилось в Японии более двух тысяч лет назад, а первый поединок, если верить летописям, прошел между синтоистскими богами Такемиказуки и Такеминаката, спорившими за власть над Японскими островами. Такемиказуки стал победителем, а потому японские императоры считают его родоначальником своей династии.

Впрочем, основателем сумо признаны не воображаемые божества, а реальный борец Номи-но-Сукунэ. Известно, что в начале нашей эры он участвовал в боях во дворце императора Суйнина, проходивших в честь хорошего урожая. Номи-но-Сукунэ сломал своему противнику Тайма-но Кехая сначала ребро, потом той же ногой - поясницу. Видимо, именно за это он был не только назван отцом сумо, но и обожествлен. Тогдашние схватки были привилегией воинов и знати и проходили в присутствии императоров. Правда, похожи они (схватки, а не императоры) были не на современное сумо, а на бои без правил: побеждал тот, кто выиграет большинство поединков, при этом весовых категорий не было.

Новая история

Расцвет сумо пришелся на XVIII столетие: тогда сумо занималось примерно столько же людей, сколько сейчас фотографией. Успешные борцы становились кумирами страны, а писаки вроде нас посвящали им стихи и пьесы. Тогда же появился титул «ёкодзуна» (великий чемпион), который присваивается пожизненно и является вершиной профессиональной карьеры борца.

Правда, купались в народной любви сумоисты недолго: в 1868 году Япония перестала быть закрытым государством, и для сумо, которое объявили пережитком, наступили сложные времена. Интерес к борьбе вернулся только спустя несколько десятилетий. К этому времени европейцы стали завозить в страну хлеб (раньше местные обходились без выпечки, питаясь рисом), а запреты на употребление мяса были сняты. С появлением новых продуктов борцы стали усиленно набирать массу и называться «рикиси» (богатырь). В 1909 году в Токио открылся дворец сумо Кокугикан для проведения ежегодных турниров, а в 1927-м региональные сообщества решили объединиться во Всеяпонскую ассоциацию сумо.

На любителя

В сумо два направления: профессиональное и любительское. Профессиональное сумо (одзумо) существует только в Стране восходящего солнца и курируется Все­японской ассоциацией сумо (JSA). В организации порядка тысячи человек: около восьмисот борцов, ояката (тренеры-наставники), гёдзи (судьи), ёбидаси (вспомогательные судьи) и токояма (парикмахеры - борцам положены специальные прически). Ассоциация каждый год проводит шесть больших турниров - басё. Сумоист, выступающий на таких соревнованиях, обязан входить в один из 52 клубов (кстати, в каждом клубе может состоять ограниченное число иностранцев).

Что же касается любительского сумо, то для него создана Международная федерация сумо (ISF) со штаб-квартирой в Токио.

Только спокойствие

В основе поведения профессионального борца лежит понятие достоинства - хинкаку, которое объединяет все, что касается облика, мировосприятия и поступков сумоиста. За хинкаку борца следит ояката, руководитель клуба. Любой сомнительный поступок (разрыв помолвки, игра на тотализаторе и т. п.) негативно сказывается на карьере борца (например, он рискует никогда не получить звание ёкодзуна). Одно из проявлений хинкаку - спокойствие. «Что бы ни произошло вокруг, будь то наводнение или землетрясение, великая скорбь, великая радость, победа или поражение, - рикиси должен оставаться невозмутим. Какие бы эмоции ни бушевали у него внутри, снаружи он должен быть непроницаем как броня», - рассказывает наш эксперт, трехкратный чемпион Европы, президент Федерации сумо Москвы Игорь Куринной. Хинкаку прививается в клубах, где профессиональные борцы живут постоянно. В любительском сумо нет ни трепетного отношения к хинкаку, ни правила постоянного проживания в школе.

Рабочий день

Итак, о самом интересном - суровом режиме тренировок профессиональных борцов. Молодые рикиси просыпаются рано: около пяти утра начинается первая тренировка. Старшие товарищи подтягиваются позже (в сумо почитается дедовщина: новички даже стирают одежду и моют спины более опытных коллег). На тренировках борцы отрабатывают умение твердо стоять на ногах, гибкость и силу. Во время разминки помимо знакомых отжиманий и приседаний спортсмены сотни раз делают основное упражнение на растяжку (сико), поднимая то одну, то другую ногу на максимальную высоту. Следующее упражнение (тоже на растяжку) называется «матавари» и выполняется с участием партнера, который аккуратно давит на спину сумоиста, а тот, максимально разведя ноги (почти на шпагате), наклоняется вперед и старается коснуться земли животом. Ударная и толкательная техника отрабатывается у высокого деревянного шеста (тэппо), по которому борец лупит голыми ладонями. После разминки спортсмены спаррингуются либо по системе мосяй-гэйко (победитель борется с новым партнером), либо буцукари-гэйко (спортсмен стоит в стойке, а его товарищи друг за другом врезаются в него с разбега, пытаясь вытолкнуть с арены). «Редкий день обходится без ушибов и синяков, ведь спарринги проходят в спартанских условиях - на глине с песком», - говорит эксперт. В 11 часов наступает первый перерыв: борцы принимают горячую ванну и устраивают трапезу. «Нагуляв отменный аппетит, едят спортсмены без ограничений», - облизывается наш консультант. После еды все рикиси наслаждаются послеобеденным сном, а затем отправляются на вечернюю тренировку. Заканчивается день ужином, на котором, кстати, уставшие спортсмены не особо ограничивают себя в спиртном - пиве или саке.

Дедовщина в сумо - добрая традиция. Начинающий сумоист терпит унижения от более успешных коллег, а денег едва хватает на еду

Рабочий день сумоистов-любителей проходит в более гуманных условиях. Начинаются тренировки не так рано и проходят не на глиняной арене - дохё, а на более мягкой пластиковой арене. У любителей даже есть выходной - как правило, понедельник. «В субботу и воскресенье проходят усиленные тренировки, чтобы приучить биоритмы спортсменов к всплеску нагрузок в конце недели, когда обычно устраиваются соревнования», - объясняет эксперт.

Дело техники

В сумо всего 82 приема, пять хиги (собственные ошибки, за которые засчитывается поражение, - например, касание земли без помощи противника) и четыре запрещенных действия (нельзя бить кулаками, дергать за волосы, душить и заламывать пальцы). Приемы сумо делятся на три группы техник: удары, толкания и захваты с бросками. Схватки сумоистов быстротечны: победитель обычно определяется уже через несколько секунд после начала схватки. Если поединок затягивается, судья подбадривает борцов криком «Нокота!» («Нет еще!»). Чем ближе борцы к краю арены, тем быстрее произносится команда. По окончании поединка герой скромно садится на корточки и ждет объявления своего имени, затем касается сердца рукой и благодарит богов за победу, а спонсоров - за призовые деньги (кэсё), которые он через мгновение получит прямо на арене. Кстати, спонсоры поддерживают не все, а только самые интересные схватки борцов высших категорий. Однако жест благодарности зачем-то делают все борцы.

За обе щеки

Происхождение слова «сумо»

По одной из версий, название борьбы произошло от слова «сумау» - «бороться, танцевать голым». По другой - от древней китайской борьбы сянпу: японское прочтение обозначающих ее иероглифов созвучно с «сумо».

Сохранение равновесия - главный принцип сумо. Какими бы эффективными и красивыми ни были броски, потеря равновесия даже на мгновение приведет к проигрышу. Чтобы занизить центр тяжести и стать устойчивее, рикиси упорно толстеют. Для профессиональной карьеры масса борца должна быть больше 120 кг, идеальный боевой вес чемпионов составляет 130–160 кг. Если сумоист легче или тяжелее, у него ничтожно мало шансов на блестящую карьеру. Подбор оптимального веса для каждого спортсмена происходит опытным путем. Для этого наставники оценивают результаты выступлений и частоту травм (начиная с ссадин и ушибов и заканчивая повреждениями суставов). Еда тяжеловесов называется «тянко» и готовится так: в котле варится бульон, куда закладывается винегрет продуктов - мясо, овощи, грибы, морепродукты, соевый соус и приправы. За день борец может съедать до 3 кг тянко и 0,5 кг риса.

Тяжело в бою

Поединки в любительском и профессиональном сумо проходят по одинаковым правилам. Различий, по большому счету, три: в любительском спорте на соревнования допускаются женщины, спортсмены делятся на весовые категории, а ритуалов практически нет. «Были случаи, когда перспективные спортсмены из любителей, особенно коренные японцы, переходили в более престижное одзумо», - говорит эксперт. На соревнованиях борцы сходятся на дохё. Победы можно добиться тремя путями: вытолкнуть соперника за арену, заставить его коснуться земли рукой или дождаться, пока у оппонента развяжется маваси - шелковый или хлопковый пояс, в котором спортсмены выходят на ринг (из одежды рикиси больше ничего не надевают).

Табель о рангах

Высшее звание в профессиональном сумо - ёкодзуна. Остальные борцы высшего дивизиона, называемого «макуноути», имеют звания (по возрастанию): маэгасира, комусуби, сэкивакэ, одзэки. Чтобы стать ёкодзуна, нужно в титуле одзэки выиграть подряд два чемпионата, иметь безукоризненную репутацию и обладать хинкаку. Решение о присвоении этого титула принимает Ассоциация сумо по своему усмотрению. «Второй, более низкий, профессиональный дивизион называется дзюрё и состоит из 28 борцов. Все остальные дивизионы (их четыре) являются ученическими», - рассказывает наш консультант. Переход борца из дивизиона в дивизион (как вверх, так и вниз) осуществляется по соотношению побед и поражений в турнирах. Хоть профессиональное сумо и закрытый спорт, чужакам иногда удается не только стать достойными спортсменами, но и добиться абсолютного успеха. Действующий ёкодзуна Хакухо, например, родился в Монголии и приехал в Страну восходящего солнца в 17 лет (весил он тогда ничтожные 72 кг). В какие бы школы он ни обращался, учителя отвечали отказом. Когда отчаявшийся юноша, всю сознательную жизнь мечтавший стать сумоистом, начал паковать чемоданы для возвращения домой (помимо прочего, заканчивалась японская виза), один ояката сжалился над ним. Через два года мир узнал имя нового великого чемпиона (он весил уже 160 кг). В любительском спорте звания зависят от страны, где тренируется борец. Например, в Японии спортсмен получает даны. В России по сохранившейся от СССР классификации сперва присваивают третий разряд, потом второй и первый, после - кандидата в мастера спорта и, наконец, мастера спорта. А если много работать, можно стать заслуженным мастером спорта.

Вам повестка

Сезонные распродажи еды и скидки на гамбургеры не сделают из тебя сумоиста. Чтобы попасть в профессиональное сумо, борец должен окончить девять классов, иметь крепкое здоровье, рост не менее 167 см, вес от 67 кг и понравиться ояката (учителю). Десять лет - оптимальный возраст для старта карьеры. «В сумо принимают до 23 лет, но чем раньше борец начнет заниматься, тем больше шансов стать великим чемпионом, - говорит эксперт. - В российских же секциях конкретных возрастных рамок для приема нет». Дети у нас обычно начинают заниматься с десяти лет, а уже спустя год выступают на соревнованиях. «В секции приходят как совершенно обыкновенные подростки, так и те, кому по природным данным вход в другие виды спорта закрыт. Например, десятилетний парень с весом 60 килограммов никогда не будет принят в гимнастику, плавание или волейбол. А тренер по сумо с удовольствием начнет с ним работать, подарив насыщенную событиями юность, поможет побороть комплексы и стать уверенным в себе», - уверяет наш консультант. Кроме детей и простых смертных в секции приходят бывшие спортсмены из других видов борьбы, для которых участие в соревнованиях по сумо - отличный способ продлить карьеру, ведь быстротечные схватки не требуют столь высокой выносливости, как, например, в самбо и дзюдо.

О деньгах и терминах

Достигшие высоких результатов борцы получают не только безграничную любовь народа и право давать автографы в виде отпечатков собственной ладони, но и крупные счета в банках. Придя в одзумо и выступая в ученических дивизионах, борец терпит унижения, а призовых денег с турниров хватает лишь на карманные расходы. Ситуация меняется, если спортсмен упорно тренируется и побеждает. Сначала Ассоциация сумо назначает первое небольшое жалованье. Сумоисту есть куда стремиться: рикиси категории дзюрё получают около 8 тысяч долларов ежемесячно, ёкодзуна - более 20 тысяч долларов. Ты удивишься, но жалованье не является основным доходом именитых борцов. Призовые спонсорских клубов, подарки от групп поддержки могут стоить сотни тысяч долларов. Иногда спонсоры предоставляют призы натурой - в виде годового запаса риса, бочки саке или нескольких тонн бензина.

Сумо - традиционный японский вид спорта, в котором два спортсмена пытаются вытолкнуть друг друга за пределы круга или заставить коснуться земли любой частью тела, кроме стоп. Кроме боевой составляющей, сумо сочетает в себе элементы шоу и традиций.

Японская ассоциация сумо - организация, которая контролирует профессиональную борьбу сумо в Японии.

История возникновения и развития сумо

Археологические находки свидетельствуют о том, что сумо было распространено в Японии уже в III-VI веках (глиняные фигурки ханива в виде борцов сумо), а первые письменные упоминания о сумо датируются VII-VIII веком (книга «Кодзики»). В книге говорится о том, что 2500 лет назад боги Такэмикадзути и Такэминаката схватились в поединке сумо за право владеть Японскими островами. Победу в поединке одержал Такэмикадзути. Другое упоминание о борьбе сумо можно найти в книге «Нихон сёки», которая датируется 720 годом. В ней также идет речь о поединке, который состоялся между двумя силачами.

Слово “сумо” образовалось от японского глагола “Сумафу” (меряться силами). От данного глагола было образовано существительное “сумахи”, спустя сотни лет оно трансформировалось в слово “сумаи”, а затем и в “сумо”.

В эпоху Хэйан сумо было важным ритуалом императорского двора. Представители всех провинций должны были участвовать в соревновании при дворе. Специальных судей не было, обычно за боем следили военачальники дворцовой стражи, основными их задачами были пресечение запрещенных приемов и контроль синхронности старта. Если возникал спорный вопрос, то обращались за помощью к аристократии, если и те не могли принять решение, то вердикт выносил сам император. Победителю соревнований присуждался титул чемпиона, а также вручались ценные призы.

Конец XVII века в Японии был для сумо “Золотым”. Страна находилась в изоляции, это дало толчек к развитию народных промыслов и боевых искусств. Отличившиеся борцы и актеры театра очень быстро становились знаменитостями. Заводились специальные списки, в которых были перечислены имена лучших борцов, а также отмечены все их титулы. В этот период практически полностью сформировались правила сумо и определились основные приемы (72 приема или кимаритэ).

В 1909 году был построен большой спортивный комплекс Кокугикан для проведения соревнований и турниров по борьбе сумо.

Сумо является неотъемлемой частью японской культуры, которая бережно хранилась целыми поколениями. Каждый борец сумо должен пройти очень тяжёлый путь, жизнь такого

Правила сумо

Продолжительность схватки составляет 3 минуты для возрастной группы 13-15 лет и 5 минут для возрастной группы 16 лет и старше. Если после отведенного времени победитель не определен, назначается повторная схватка (торинаоси).

Поединок в сумо начинается по команде гёдзи (судья) после выполнения необходимых ритуалов. Гёдзи вправе остановить поединок один или несколько раз из-за травмы, непорядка в одежде (маваси) или по какой-либо другой причине, не зависящей от желания участника. Схватка заканчивается, когда судья, определив исход схватки, объявляет: "Себу атта!" — и указывая рукой в ту сторону дохё (Восток или Запад), с которой начинал схватку победитель.

Борцу могут объявить поражение по решению судей в следующих случаях:

  • не может продолжать схватку из-за травмы,
  • использует запрещенные действия,
  • самостоятельно заканчивает схватку,
  • умышленно не поднялся из исходного положения,
  • игнорирование команд гёдзи,
  • не явился в сектор ожидания после второго официального вызова,
  • если маэбукуро (гульфик) маваси развязывается и спадает во время схватки.

В сумо запрещается:

  • наносить удары кулаками или делать тычки пальцами;
  • наносить удары ногами в грудь или живот;
  • делать захваты за волосы;
  • делать захваты за горло;
  • делать захваты за вертикальные части маваси;
  • заламывать пальцы соперника;
  • кусаться;
  • наносить прямые удары в голову.

Площадка для сумо

Соревнования по сумо проводятся на специальной квадратной площадке со стороной 7,27 метра, которая называется дохё. Существует 2 вида таких площадок:

  • мори-дохё — глиняный или земляной трапезоид высотой 34-60 см;
  • хира-дохё — плоский дохё, который используется для тренировок и для соревнований в случае отсутствия мори-дохё.

Сама арена ограничена по периметру жгутом из рисовой соломы и представляет собой круг диаметром 4,55 метра. В центре круга на расстоянии 70 сантиметров друг от друга нанесены 2 линии (сикирисэн) длиной 80 сантиметров.

Экипировка

У борцов сумо из экипировки только специальная набедренная повязка (маваси), повязанная на талии через пах. Ширина маваси составляет 40 см, а её длины должно хватать, чтобы повязку можно было обернуть вокруг торса спортсмена 4-5 раз. Спортсменам запрещается иметь при себе предметы, которые могут травмировать противника (кольца, браслеты, цепочки и т.д.). Тело борца должно быть чистым и сухим, ногти на руках и ногах коротко острижены.

Судейство в сумо

В судейскую коллегию входят:

  • главный судья соревнований,
  • заместитель главного судьи,
  • главный секретарь,
  • судьи,
  • информаторы и другой обслуживающий персонал.

Главный судья несет ответственность за исполнение всех положений, относящихся к общим правилам судейства, включая назначение судейских бригад. Судейская бригада состоит из: руководителя бригады — симпанте, рефери — гёдзи, 4 боковых судей — симпаны.

2017-05-31

Мы постарались максимально полно охватить тему, поэтому данную информацию можно смело использовать при подготовке сообщений, докладов по физкультуре и рефератов на тему "Сумо".

Сумо - это вид борьбы в набедренной повязке (маваси ) на специально оборудованной площадке (дохё ).

Весовые категории
В соревнованиях по сумо определены следующие весовые категории:
Мужчины:
до 85 кг, до 92 кг, до 100 кг, до 115 кг, свыше 115 кг и абсолютная весовая категория.
Женщины:
до 55 кг, до 65 кг, до 73 кг, до 80 кг, до 95 кг, свыше 95 кг и абсолютная весовая категория.

Одежда
Участники соревнований должны надевать набедренный пояс-повязку - маваси. Однако в любительском сумо разрешено под маваси одевать плавки или облегающие шорты черного цвета.
Ширина маваси составляет 40 см, определенная длина не предписана, но длина маваси должна быть достаточной для того что бы его можно было обернуть вокруг торса спортсмена 4-5 раз.
Спортсменам запрещается выходить на схватку с надетыми на себя предметами, которые могут травмировать противника. Это в первую очередь относится к металлическим украшениям (кольца, браслеты, цепочки и т.д.). Тело борца должно быть совершенно чистым и сухим, ногти на руках и ногах коротко острижены. Эмблему клуба, федерации, номер и т.д. разрешается прикреплять (привязывать) к маваси.


Порядок завязывания маваси:

Место проведения соревнований - дохё
Соревнования по сумо проводятся на квадратной площадке со стороной 7,27 м, которая называется дохё.
Существуют два типа дохё:
- мори-дохё - глиняный или земляной трапезоид высотой 34-60 см;
- хира-дохё - плоский дохё, который используется для тренировок и для соревнований в случае отсутствия мори-дохё.


Арена схватки представляет собой круг диаметром 4,55 м, центром которого является пересечение двух диагональных линий квадрата, указанного в п.5.1. Арена схватки по периметру ограничена жгутом из рисовой соломы - себу-давара.
В центре круга с восточной и западной стороны дохё на поверхность наносят на расстоянии 70 см друг от друга две стартовые линии белого цвета (сикирисэн). Длина сикирисэн - 80 см, ширина - 6 см.


Внутри круг посыпается песком. Песок разбрасывается также и снаружи круга, вдоль себу-давара, на ширину около 25 см, чтобы образовалась "контрольная" полоса - дзяномэ. В спорных случаях наличие или отсутствие следов на дзяномэ помогает правильно определить исход схватки.

Состав судейской коллегии
В судейскую коллегию входят: главный судья соревнований, заместитель главного судьи, главный секретарь, судьи, информаторы и другой обслуживающий персонал.
Главный судья несет ответственность за исполнение всех положений, относящихся к общим правилам судейства, включая назначение судейских бригад.

Состав судейской бригады
Судейская бригада должна состоять из 6 человек: руководитель бригады - симпанте, рефери - гёдзи, 4 боковых судьи - симпаны.

Правила борьбы
За исключением особых ситуаций, нижеследующие положения определяют победителя схватки:
- побеждает борец, который вынуждает противника коснуться дохё любой частью тела за пределами себу-давара;
- побеждает борец, который вынуждает противника коснуться дохё любой частью тела, кроме подошв ступней, в пределах себу-давара.
К особым ситуациям относится положение синитай ("мертвое тело") - полная потеря равновесия, неизбежно приводящая к поражению.
Атакующий не проигрывает схватку, касаясь дохё рукой, с тем чтобы смягчить падение и избежать травм при завершении технического действия, в результате которого противник попадает в положение синитай. Данная ситуация называется кабаитэ.
Атакующий не проигрывает схватку, заступая за себу-давара, с тем чтобы смягчить падение и избежать травм при завершении технического действия, в результате которого противник попадает в положение синитай. Данная ситуация называется кабаиаси.
Атакующий не проигрывает схватку, заступив за себу-давара, когда он, подняв противника выносит и опускает его за себу-давара. Данная ситуация называется окуриаси. Однако атакующий проигрывает схватку, если, проводя это техническое действие, выходит за себу-давара спиной вперед.
Атакующий не проигрывает схватку, если при выполнении победного броска подъем его ноги касается дохё.
Не является поражением, если горизонтальная передняя часть маваси (орикоми) касается дохё.

Борцу могут объявить поражение по решению судей в следующих случаях :
1. Если он не может продолжать схватку из-за травмы,
2. Если он проводит киндзитэ (запрещенные действия),
3. Если он самостоятельно заканчивает схватку,
4. Если он умышленно не поднялся из исходного положения,
5. Если он не выполняет команды гёдзи,
6. Если он не явился в сектор ожидания после второго официального вызова,
7. Если маэбукуро (гульфик) маваси развязывается и спадает во время схватки.
Если схватка длится дольше установленного времени, но победитель не определен, она останавливается и проводится повторная схватка.

Запрещенные действия (киндзитэ)
1. Удары кулаком или тычки пальцами.
2. Удары ногами в грудь или живот.
3. Захваты за волосы.
4. Захват за горло.
5. Захваты за вертикальные части маваси.
6. Заламывание пальцев соперника.
7. Кусание.
8. Прямые удары в голову.

Ритуалы.
В сумо, как и в других традиционных боевых искусствах Японии, сохраняют и чтят ритуалы и этикет.
Ритуалы состоят из рицу-рей (поклон стоя), тиритедзу (очищение водой) и сикири (изготовка).
Тиритедзу - это уникальный ритуал, ведущий свое начало от древнего японского обычая омовения воина перед битвой.


Тиритедзу выполняется обоими борцами одновременно при выходе на дохё. Они опускаются на корточки в позу соноке, балансируя на носках. Пятки оторваны от пола, туловище и голова держатся прямо, руки опускаются на колени. Борцы опускают руки вниз и кивают друг другу. Затем спортсмены сводят вытянутые руки на уровне груди, разводят их в стороны ладонями вниз и вновь сводят спереди с хлопком ладонями, выпрямляют руки и разводят их в стороны параллельно земле ладонями вверх, а в завершение ритуала поворачивают ладонями вниз.
Сикири - предстартовые подготовительные движения. Борцы садятся на корточки, широко расставив ноги и наклонив туловище вперед. Бедра и плечи при этом держат горизонтально, а руками, стиснутыми в кулаки, опираются на поверхность дохё вдоль сикирисэн, не касаясь, что соответствует положению "готов!"


Переход из сикири в татиай (стартовый рывок-подъем) должен осуществляться спортсменами одновременно.
Ритуалы являются неотъемлемой и важной составной частью сумо и должны выполняться без спешки, достойно и спокойно, подчеркивая гармонию и величие сумо.

Схватка
Продолжительность схватки составляет:
для возрастной группы 13-15 лет - 3 минуты;
для возрастной группы 16-17 лет - 5 минут;
для взрослых 18 лет и старше - 5 минут.
Если после указанного времени победитель не определен, назначается повторная схватка (торинаоси).
Какой-либо перерыв между схватками не установлен. Следующая схватка начинается сразу по окончании предыдущей.

Вызов участников
Участники соревнований выходят на дохё-дамари в следующем порядке:
- в командных соревнованиях две команды, которым предстоит выступать следующими, должны выйти и расположиться в дохё-дамари до окончания предшествующей встречи;
- в личных соревнованиях борец должен находиться в дохе-дамари за 2 схвати до своей собственной.
Находясь на дохё и дохё-дамари, участники соревнований должны вести себя достойно, не допускать грубых выражений, чтобы не ущемлять чувства окружающих.
Борцы приглашаются на дохио судьей-информатором по микрофону громким и внятным голосом 2 раза. Если после второго официального вызова участник не выходит на дохё, ему засчитывается поражение.

Представление участников
Борцы принимают участие в соревнованиях под теми номерами, которые они получили на жеребьевке. Судья-информатор представляет всех борцов в каждой весовой категории в начале соревнований поименно. Перед началом каждой схватки участников представляют поименно с указанием их данных (возраст, рост, вес), титулов и званий.

Начало схватки
Схватка начинается по команде гёдзи после выполнения необходимых ритуалов.

Остановка схватки
Гёдзи может остановить схватку один или несколько раз из-за травмы, непорядка в одежде (маваси) или по какой-либо другой причине, не зависящей от желания участника.
Время, затраченное на перерывы на одного борца, может быть установлено Положением о соревнованиях.

Конец схватки
Схватка заканчивается, когда гёдзи, определив исход схватки, объявляет: "Себу атта!" - и указывая рукой в ту сторону дохё (Восток или Запад), с которой начинал схватку победитель.

Борцы по этой команде должны прекратить борьбу.

Объявление победителя (катинанори)
После окончания схватки и объявления "Себу атта!" гёдзи и борцы возвращаются на исходные позиции.
Проигравший выполняет поклон (рэй) и покидает дохё. Победитель принимает позу сонкё и, после того как гёдзи, указывая на него рукой, объявит: "Хигаси-но кати!" ("Победа Востока!") или "Ниси-но кати!" ("Победа Запада!"), протягивает правую руку в сторону и вниз.
В случае прекращения схватки из-за применения одним из борцов запрещенного приёма объявление победителя происходит в установленном порядке.
В случае невозможности продолжения схватки одним из борцов из-за травмы его противник принимает позу сонкё, и гёдзи в установленном порядок объявляет его победителем.
В случае неявки одного из борцов вышедший на дохе борец принимает позу сонкё, и гёдзи в установленном порядке объявляет его победителем.

Приложение.

Принятая в ФСМ форма одежды.